ПОЧЕМУ СОТРУДНИКИ ОБВИНЯЮТ ВО ВСЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ?
28.07.2022

Наталья Космач – тренер, практик, консультант в области продаж и управления. Опыт проведения тренингов – с 2008 года по настоящее время. Учредитель и руководитель компании ООО «Сталкер-Медиа». 

По результатам наших опросов, и у сотрудников, и у руководителей существует тема, которая вызывает множество эмоций.

И это тема межличностных взаимоотношений в коллективе.

  ПРИМЕР: руководитель ставит задачи сотруднику, сотрудник с задачами не справляется и в итоге винит руководителя. Почему так происходит?

По нашим исследованиям, мы можем выделить три уровня вовлеченности персонала.

Первому уровню мы дали название «НАДСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ».


На этом уровне, сотрудник:

приносит для компании много пользы;

учитывает не только свои личные интересы, но и интересы компании;

нацелен на помощь руководителю и коллегам;

его внимание находится НАД системой, над бизнес-процессами, он видит рациональные, быстрые и эффективные пути решения ключевых задач и быстро осуществляет необходимые действия.

По закону Парето – это те сотрудники, которые создают 80% пользы для компании.

Второй уровень носит название «СИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ». И на этом уровне сотрудник:


уже оказывается погруженным только в свою работу, нацелен на решение сугубо своих задач (он уже ВНУТРИ системы);

интересуется только своей работой, не горит желанием заходить за рамки своего функционала;

не создает «прорывных идей», а если и генерит идеи, то выполнить и реализовать их должен кто-то другой;

он создает пользу компании, но и количество проблем от него растет.

Это те сотрудники, которые «знают, умеют, но не горят».

Третий уровень называется «ПОДСИСТЕМНЫЙ»:


на этом уровне находится сотрудник, раздавленный системой, он уже разочаровался в том, что может как-то влиять на систему компании, на ее бизнес-процессы;

сотрудник зацикливает процессы на себе, подчеркивая свою важность и диктуя свои условия руководителю;

или же участвует в схемах личного обогащения (с позиции: маркетинг за счет компании, а доход – мне в карман).


Когда собственники не доверяют сотрудникам из-за страха, что те уведут их бизнес, имеются в виду именно «Подсистемные» сотрудники.

Вернемся к нашему вопросу, почему же сотрудники обвиняют во всем руководителя?


Сделаем оговорку – «Надсистемные» сотрудники нацелены обучаться у своих руководителей, они нацелены их понять и выполнить поручения и задания максимально правильно. И при этом наращивают свои профессиональные компетенции, за что также благодарны своим руководителям.

У «Системных» сотрудников появляются обвинения в адрес руководителя. И задача руководителя – уладить такого сотрудника и перевести его на уровень «Надсистемного».

Огромный объем критики в адрес руководителя, компании, коллег мы слышим от сотрудников уровня «Подсистемный».


Почему такое происходит?

Чем больше ошибок совершает сотрудник (не исправляя их), тем больше на него оказывает давление груз этих ошибок. Из этой ситуации есть два выхода:

1. найти в себе смелость, силу, ответственность чтобы признать свои ошибки и постараться их исправить

2. объяснить себе, что он прав, когда совершал эти ошибки, а не правы те, кто им руководил или находился рядом с ним.


Первый способ не прост для каждого из нас. Задача руководителя состоит в том, чтобы не позволить сотруднику упасть до уровня «Подсистемный».

А еще важно уметь распознавать специалистов на этом уровне во время найма. Добавим, что специалисты на этом уровне могут прекрасно себя презентовать работодателям. И у них есть за плечами опыт, навыки и интересные истории о своих результатах.


Хотите в этом разобраться?

Параметры всех трех уровней вовлеченности мы рассматриваем в формате наших бизнес-встреч «Вся правда о персонале. От найма до мотивации».


А практическая отработка с техниками перевода сотрудника с одного уровня на другой прорабатывается на наших практикумах «На кого из сотрудников сейчас делать ставки? Или как увеличивать уровень ответственности персонала»

✔ С уважением, Наталья Космач (и команда СТАЛКЕРОВ)

YouTube-канал Сталкер-Медиа! Подписывайтесь, чтобы не пропустить полезные видеозаписи!
Изучить интервью для собеседования сотрудников можно уже на ближайшем практикуме "Основы найма и вовлечения персонала"