- +375 44 567-87-78, +375 29 113-113-2
- Минск, БЦ "Зебра", ул. Сурганова, 61-407
- stalking123
- office@stalking.by
КАК МЫ НАНИМАЛИ «ВОПРЕКИ СИСТЕМЕ». Часть 2
19.10.2021
Наталья Космач – тренер, практик, консультант в области продаж и управления. Опыт проведения тренингов – с 2008 года по настоящее время. Учредитель и руководитель компании ООО «Сталкер-Медиа».
Директор представительства международной компании «Перформия Беларусь»
Первую часть статьи читайте здесь
... Наша команда продолжала нанимать персонал, и в 2017 году мы запустили проект «Exelect». В рамках этого проекта наша команда нанимала персонал разных рангов (директоров, бухгалтеров, продавцов, HR и т.д.) в компании наших клиентов.
Кратко напишу о выводах, которые мы сделали, основываясь на полученном практическом опыте, т.к. с нашими клиентами мы проходили вместе весь путь - от описания портрета соискателя, изучения корпоративной культуры компании клиента - до найма и этапа адаптации кандидата.
1. Этап составления ТЗ (технического задания), на этом этапе мы заполняем специальную анкету, которая называется «Заявка на наем».
Зачем это нужно делать?
Когда Вы решаете приобрести себе автомобиль, Вы ведь прорабатываете все ключевые параметры будущего автомобиля (марку, объем двигателя и т.д.)? С соискателем также.
Вначале описываем идеальный портрет соискателя на определенную должность, какой итоговый результат он нам должен создавать на своем рабочем месте, как будем его измерять, какой набор функций необходимо выполнять, кому данный сотрудник подчиняется и пр. Если «Заявка» проработана - мы получим четкий портрет нужного нам специалиста. Если нет...
Часто страдают HR и рекрутеры в крупных компаниях, которые ищут специалистов в различные отделы своей компании. Страдают от того, что нет четкого ТЗ. А руководители этих отделов часто говорят, что рекрутер «ничего не понимает в их сфере и не может найти нормальных специалистов».
Важный момент. Заявка на одну вакансию не должна включать в себя «плюс какую-то еще вакансию». Часто этим грешат руководители, которые хотят найти себе такого «универсального бойца», который «и танцор, и певец, и на дуде игрец». Если «Заявка» оформлена на поиск технолога, от которого ожидается гибкий подход к работе и создание новых продуктов (такая творческая работа), то трудно ему быть одновременно начальником производства (волевым лидером-консерватором, следящими за жесткими стандартами работы производства). Это ведь два разных специалиста, с различным набором профессиональных умений. Возможно, в природе и существует такой уникум, но нам нужно быть более реалистичными, чтобы не создавать фантастические «Заявки».
2. Соискатель должен соответствовать типу корпоративной культуры вашей компании.
Корпоративная культура - это почва, на которой могут «вырастать» или «загнивать» все начинания владельцев и руководителей компаний, а также «приживаться» или «гибнуть», вновь нанятые продуктивные сотрудники.
У крупных компаний и у среднего и малого бизнеса свои законы.
Собственник небольшой компании (до 15 человек сотрудников) решает нанять в отдел продаж РОПа (руководителя отдела продаж). Он хочет, чтобы появился «Рыцарь на белом коне», который быстренько наведет порядок в отделе продаж, внедрит все нужные метрики и продажи вырастут как минимум в 2 раза. Собственник был на разных вебинарах и ему там рассказали, что это возможно. И вот среди откликов на его вакансию он видит вроде как подходящего кандидата: кандидат работал РОПом в течение пяти лет в известной международной крупной компании, руководил целым отделом продавцов (управлял 20-ю продавцами). Имя компании на слуху, вызывает доверие.
Собственник приглашает этого соискателя на должность РОПа для своих 4-х продавцов. И результата нет. Кроме отсутствия результата его команда продавцов скептически относится к идее собственника найти крутого РОПа, т.к. три предыдущих так же не показали результат и не прижились, хотя при входе в компанию так сочно описывали свои умения.
Финальный штрих этой истории - РОП обещает внедрить систему СRM, его переводят с должности РОПа на функцию внедрения, и он снова не справляется.
Если мы нанимаем в небольшую компанию секретаря с опытом работы в крупной компании, снова может не быть результата. Почему? Потому что в крупных компаниях есть четко очерченный функционал для каждого сотрудника. И сотрудник работает в рамках своего функционала. А от секретаря в небольшой компании ожидается, что он будет выполнять функции и офис-менеджера, и помощника руководителя, подстраховывать маркетолога и помогать с закупками. Насколько это реально для секретаря, который пять лет выполнял узкий функционал? Он просто не поймет, что Вы от него хотите, он ведь делает все правильно.
А что требуется от РОПа крупной компании? Стратегическое управление своей командой и продажами, много аналитической работы (и по захвату доли рынка, и по продуктовому портфелю...) и минимум личного участия в продажах. И как ему управлять 4-я продавцами (многорукими-многоногими, которые и имеющихся клиентов обслуживают, и новых привлекают, и маркетингом сами занимаются). Как он вызовет у них доверие к себе? Ему же нужно «пахать» вместе с ними, а он руководитель с умением делегировать дела другим. Вот и нестыковка.
Взвешивайте этот фактор (корпоративную культуру) при найме сотрудников! Обращайте внимание на функционал соискателя на предыдущих местах работы.
Продолжение следует...
С уважением, Наталья Космач (и команда СТАЛКЕРОВ)
Мы запустили YouTube-канал Сталкер-Медиа! Подписывайтесь, чтобы не пропустить полезные видеозаписи!
А изучить инструменты международной компании «PERFORMIA» по оценке персонала можно уже на ближайшем практикуме "Основы найма и вовлечения персонала"