ДОЛЖНЫ ЛИ СОТРУДНИКИ ИМЕТЬ ДОСТУП К ДИРЕКТОРУ КОМПАНИИ?

Статья Натальи Космач для aqm.by

Директор – это специалист, который помогает своим подчиненным? Или это специалист, который ожидает, что его подчиненные будут работать самостоятельно без его личного вмешательства? О том, как правильно выстраивать коммуникацию между подчиненным и руководителем, рассказывает Наталья Космач, руководитель “Сталкер-Медиа”(официальный представитель международной компании “Перформия”и кадрового агентства “Экселект”в Беларуси).
Чтобы ответить на этот вопрос верно, во-первых, стоит обратить внимание на размер организации, которой управляет директор.
Чем больше размер организации, тем сложнее руководителю уделять внимание лично каждому сотруднику.
В Беларуси мы видим большое количество компаний малого бизнеса, в которых средняя численность сотрудников не превышает 10 – 15 человек. В таких организациях каждый сотрудник выполняет, как правило, несколько функций.
Приведу пример: в небольшой организации секретарь выполняет функции секретаря, офис менеджера, может частично заниматься делопроизводством и еще помогать в продажах или в маркетинге. Секретарь в крупной компании «заточена» на выполнение только чисто секретарских задач. И вы очень сильно удивитесь, если наймете себе в малую компанию секретаря из крутой известной организации, которая не будет выполнять множество обязанностей, возложенных на специалиста подобного рода в малой компании.
Так и с директором. В малой компании директор несет на себе функцию управления персоналом (то, что обязательно для каждого руководителя). И он активно общается с сотрудниками, мотивируя их к работе, обсуждая дела и проблемы компании. А сотрудники часто имеют прямой доступ к директору. В этом случае они именно ему подчиняются напрямую.
Другое дело, если мы рассматриваем организацию с численностью персонала больше 20 человек, а тем более, если сотрудников порядка 100 человек. В такой ситуации директор физически не может общаться с многочисленными сотрудниками своей компании. Иначе он ничем другим заниматься не сможет – он будет только решать проблемы, которые сотрудники активно приносят ему. Поэтому в средних и крупных компаниях существует система иерархического подчинения. При данной системе у руководителя существует ряд его подчиненных (заместителей или налчальников подразделений), с которыми он обсуждает планы и текущие дела. А каждый руководитель доносит информацию, приказы, планы до своих подчиненных и выстраивает с ними систему эффективного коммуникационного взаимодействия. И в связи с этим в силу вступает ряд правил и законов, нарушение которых весьма болезненно сказывается на системе коммуникации компании и приводит к финансовым потерям.

Правила коммуникации в компании

1. Если компания небольшая (до 10 – 15 человек), иметь доступ к директору напрямую – является нормальной практикой.
2. Приходя к директору, нужно помнить и соблюдать правило: не неси проблему, приходи с решением.
Когда груз проблем (без предложенных способов решений) становится слишком велик, директор начинает всячески избегать общения со своими подчиненными.
3. Если в компании есть разделение на отделы, и назначены руководители отделов, доступ напрямую к директору, минуя своего непосредственного руководителя, считается обходом.
Если обходы приветствуются в компании, то ответственность руководителя, которого пропускают, резко снижается. Вовлеченность команды и ее боевой дух падают. А руководитель тем самым поощряет тех сотрудников, которые любят заниматься «наушничеством» и приносят ему новости окольным путем. Остальной коллектив это видит и понимает. И в целом снижается доверие, как к данному руководителю, так и к репутации компании.
4. Если сотрудник все же хочет попасть на прием к руководителю, логично, что на данной встрече будет присутствовать его непосредственный начальник отдела. И решение о ситуации принимается только после обсуждения ее с непосредственным главой данного подразделения. Это нужно четко и точно доносить сотрудникам.
5. С другой стороны, могу привести пример, когда директор крупной компании 1 раз в неделю проходит по всему предприятию, посещая производство и различные отделы, общается с сотрудниками, пожимает им руки. Демонстрируя, таким образом, свое внимание к каждому сотруднику своего предприятия.
Давайте будем учитывать цели визита к руководителю. И будем согласовывать все производственные вопросы согласно регламентам и командным линиям (вертикальная коммуникационная линия). Таким образом, вы не позволите хаосу проникнуть в вашу компанию и нарушить взаимодействие в коллективе.
С другой стороны, мы понимаем, что есть аспект человеческого общения (горизонтальная коммуникационная линия). Можно просто пообщаться во время обеда, или вместе побывать на корпоративе, поучаствовать в спортивных играх. И здесь вполне нормально и допустимо прямое человеческое общение.
И руководитель, как никто другой, должен понимать данные правила и строго придерживаться их. Тогда и в компании будет порядок, и сам он не будет излишне перегружен не своим функционалом.