БИЗНЕС, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И IQ. Что нужно знать
21.09.2021

Наталья Космач – тренер, практик, консультант в области продаж и управления. Опыт проведения тренингов – с 2008 года по настоящее время. Учредитель и руководитель компании ООО «Сталкер-Медиа». 

Директор представительства международной компании «ПЕРФОРМИЯ Беларусь» 

Человек всю свою жизнь (часто неосознанно) руководствуется эмоциями. Важно изучать эмоции и знать, как ими управлять.

Любое наше решение несет эмоциональную окраску. Часто, особенно во время деловых взаимоотношений, мы не осознаем эмоциональную составляющую и думаем, что действуем чисто рационально.

Интересный пример: при подписании договора с партнером в нашем мозгу возбуждаются те же центры, которые работают, когда мы выбираем, в какой ресторан пойти на романтическое свидание.

А Вы знаете, что наши эмоции запускают гормональные реакции в организме, влияют на эндокринную систему? Может произойти выброс адреналина.

Сравните поведение на ринге агрессивного боксера-бойца, который настроен идти вперед и побеждать. И боксера в страхе, который уверен, что не сможет справиться со своим противником. Реакции организма у них будут разные, как и их эмоции.

Во время определенных обстоятельств наши эмоции влияют на реакции нашего тела: обостряется обоняние, слух, ускоряется сердечный ритм. А если эмоции приобретают хронический характер, то запускается токсичный и разрушительный эффект для работы организма и для окружения такого человека.

С 2015 года наша команда плотно занимается аудитом персонала.

Мы проводим оценку сотрудников различных компаний (руководителей, технических специалистов, продавцов…).

Для этого мы используем различные инструменты, в том числе измеряем уровень IQ (коэффициент интеллекта, КИ), измеряем и набор личностных навыков (Soft skills, эмоциональный интеллект, ЭИ).

Давайте разберемся, чем коэффициент интеллекта (КИ) отличается от эмоционального интеллекта (от  Soft skills, ЭИ).

Эмоциональный интеллект (ЭИ) это набор гибких навыков человека. ЭИ – это степень эмоционального развития человека, его способность понимать свои эмоции, эмоции других людей и влиять на них (определение Дэниела Гоулмана).

Современный мир бурно развивается, знания перестали быть ценны, т.к. огромные массивы знаний находятся в открытом доступе в интернете. Знания устаревают, их необходимо уметь адаптировать к современной жизни и к современным технологиям.

Важным становится не то, что специалист знает (или изучал ранее). Важно то, способен ли человек мыслить и действовать системно, адаптироваться к изменениям, может ли он быть гибким, чутким, насколько эффективно может общаться с коллегами и клиентами, как реагирует на возникновение проблемы, сможет ли воодушевлять коллектив или будет использовать исключительно разрушительные методы взаимодействия.

Благодаря оценки Soft skills каждого сотрудника мы делаем прогноз в отношении развития карьеры специалиста, в отношении выстраивания взаимоотношений в коллективе, предполагаем, насколько успешно он будет выстраивать свою жизнь и карьеру в определенном коллективе.

По данным Brighton School of Business and Management, с высоким уровнем ЭИ люди могут:

· справляться с давлением и стрессом от работы; · эффективно управлять собой и другими во время переговоров; · добиваться от коллег того, что им нужно; · заслужить уважение других; · мотивировать команду; · решать конфликты.

Такие люди редко попадают в конфликтные ситуации и быстро из них выбираются. Могут четко объяснять свои чувства, к ним часто обращаются за советом и за поддержкой. ЭИ (Soft skills) можно развивать и улучшать в любом возрасте, совершенствуя себя и свои навыки для выстраивания успешной карьеры и получения максимального удовольствия от жизни.

И вот вы общаетесь с ним на собеседовании. Выглядит он отлично, говорит красиво и многогранно (иногда вас будет пробирать дрожь в плане того, достойны ли вы такого восхитительного сотрудника). Красиво говорит, смотрит вам в глаза, вы понимаете, что этот человек участвовал в разных проектах (он этого не скрывает), и, с его слов, достиг вершины профессионализма.

Термин «коэффициент интеллекта» (IQ, КИ) был введен в начале ХХ века, в 1960-х годах стало популярным тестирование на определение уровня интеллекта, которое измеряет интеллектуальные, логические и аналитические способности человека.

В сети LinkedIn совсем недавно проходило бурное обсуждение такой истории. Соискателю отказали в должности после измерения его уровня КИ. Участники возмущались этим фактом, восклицали «Неужели в ХI веке такое возможно!»

Давайте разберемся. Мы обязательно используем данный тест при комплексной оценке руководителей среднего и высшего звена. Я делюсь результатами опыта нашей команды, а мы провели более 3000 исследований в отношении оценки персонала.

1. Измеряя только уровень КИ, и не анализируя другие показатели специалиста, невозможно сделать верное заключение. Поэтому непонятно было решение работодателя отказать специалисту, измерив только его КИ.

2. По результатам тестирования КИ мы видим, в какие диапазоны уровня КИ мы можем статистически отнести человека.

Выделяем диапазон «средних показателей», специалисты из этого диапазона действительно (мы это уточняли и перепроверили!) мыслят поверхностно. Не ожидайте от них глубокого понимания процессов, они не способны наблюдать, анализировать и экстраполировать полученные наблюдения, создавая новые рабочие схемы. Специалисты со средним уровнем КИ действуют шаблонно, если Вы их специально не обучали в какой-то области, не ждите от них «прорыва». У них может быть замечательный набор Soft skills, они могут быть приятными и добрыми людьми, только генерить новые решения они не смогут. Так что избавьте себя от завышенных ожиданий в отношении данных специалистов. Вам стоит постоянно и регулярно обучать данных сотрудников, улучшая их путем повышения их уровня понимания в своей сфере деятельности.

От количества дипломом КИ не увеличивается. Человек может обучаться в трех ВУЗах, нахвататься терминов, удачно их использовать в разговоре, но так и не научиться анализировать и применять на практике полученные знания.

Рассмотрим диапазон «высоких» показателей КИ, про специалистов из данного диапазона мы говорим, что у них “инженерный склад ума”. Они способны решать сложные задачи, создавать новые схемы и пути решения. Они из разных областей знаний выбирают ключевые данные, объединяют их вместе и создают рабочие схемы, которые  позволяют предприятиям экономить и развиваться без лишних ненужных действий.

Если мы видим высокий КИ у специалиста, мы обязательно проверяем, а использует ли в работе он это свое преимущество. Недостаточно иметь высокий КИ, нужно видеть, как это помогает человеку приносить пользу компании.

Бывают случаи, когда КИ у сотрудника высокий, но он его абсолютно не использует. Такой сотрудник не пытается анализировать и сопоставлять данные в своей работе. Он просто «движется по накатанному», не заморачивается, делает шаблонные действия, экстраполяцию не использует, не учитывает ряд дополнительных факторов.

НАШИ ВЫВОДЫ:

- КИ измерять стоит.

Показатель «средний» и «ниже среднего» явно укажет Вам на то, как человек использует свои интеллектуальные, логические и аналитические способности.

В этом случае не стоит от него ожидать четкого понимания и гениального решения, зато Вы сможете планировать обучение и развитие такого специалиста.

- если КИ у вашего специалиста высокий, это не дает ему преимущество при отсутствии полезных решений и высоких показателей его производительности (т.е. высокий уровень КИ должен быть подтвержден и подкреплен реальными примерами рабочих будней);

- сотрудник при высоком КИ и недостаточном ЭИ может “напрягать” своих коллег и заставлять их выполнять работу, стратегией ему заниматься не рекомендуется, т.к. такой сотрудник часто может усложнять вопросы, а простыми методами иногда можно достичь большего за более быстрое время; например, «трудоголик» с высоким КИ и высокой настойчивостью и подвижностью (энергией) заставляют коллег работать и повторять свои успешные действия, от этого будет толк; «трудоголик» с низким КИ создает вокруг себя много суеты, но ситуацию не улучшит;

- сотрудник с высоким КИ и оптимальным ЭИ находит действительно полезные решения, которые дают взрывной рост, он эффективно управляет командой;

- сотрудник с оптимальным ЭИ даже при среднем КИ способен находить верные решения даже без глубокого погружения в проблему, он общается с людьми и находит решения, ему присуще везение;

- люди с высоким КИ без созидательных целей в жизни (а порой и с разрушительными) способны присваивать себе чужие результаты и достижения, они используют свой высокий КИ чтобы объяснить другим то, что теперь то, что создал коллега, принадлежит им, тем самым приносят болезненные переживания окружению; 

- такие же хитрые действия и махинации у сотрудника с разрушительными целями и более низким КИ становятся видны коллегам и руководству, такого человека можно остановить;

Хотите провести оценку своим ключевым сотрудникам?

Измерить КИ и ЭИ и получить консультацию по результатам оценки?

С уважением, Наталья Космач (и команда СТАЛКЕРОВ)

Мы запустили YouTube-канал Сталкер-Медиа! Подписывайтесь, чтобы не пропустить полезные видеозаписи!