- +375 44 567-87-78, +375 29 113-113-2
- Минск, БЦ "Зебра", ул. Сурганова, 61-407
- stalking123
- office@stalking.by
Почти каждый человек оказывался в позиции соискателя, но далеко не всем выпадала возможность проявить себя в роли работодателя. Мы же решили показать вам одну знакомую ситуацию с обеих сторон. А помогала нам в этом Космач Наталья, учредитель компании ООО "Сталкер-Медиа", официальный представитель компании "Перформия" в Беларуси, бизнес-тренер.
— Ваши достижения и способности руководство оценило по достоинству и назначило начальником собственного подразделения. Вы счастливы и преисполнены энтузиазма, однако повышение — это то еще испытание.
Вчерашние коллеги, почти друзья, превратились в подчиненных. Изначально это даже радует: людей давно знаете, они вас тоже — сработаемся! Но практически неизбежно возникает напряжение.
Почему? По разным причинам. Зависть, уязвленное самолюбие коллег из серии: «Я в компании дольше — почему не повысили меня?» Настороженность: «Что теперь будет, ведь приятель стал птицей высокого полета?» Сомнения в вашей компетентности, особенно если коллектив достаточно опытный и со стажем. Недостаток у вас менеджерских навыков и метания из крайности в крайность.
Последствия могут быть неприятными: панибратство («Да ладно, потом сделаю, не парься»), нарушение дисциплины (прогулы, опоздания, саботаж, работа спустя рукава). Многие бывшие коллеги могут упорно не воспринимать вас как руководителя. А некоторые, наоборот, проявляют желание получить особые блага и преимущества «по блату».
При попытках принять меры, заслуженно оштрафовать вы столкнетесь с озлобленностью, сплетнями. Вчерашние приятели исключают вас из круга общения, вы чувствуете изоляцию и враждебность команды. Уверенность в своих способностях и душевный комфорт тают на глазах. Неужели ничего нельзя с этим сделать? Можно.

Как проходит подготовка работодателя?
Его цель – правильно, достоверно определить потенциал кандидата, уровень его мотивации (что побудит его работать в нашей компании), продвинуть кандидату идею работать в вашей компании (продать вакансию).
Какие ошибки делает работодатель на этом этапе? Он часто включает свое личное мнение при оценке кандидата, не анализируя его по конкретным параметрам,не оценивая его результаты в прошлом, его практические навыки и умения, внутренние желания и истинные побуждения.
Человек, который проводит собеседование, должен отключать у себя личные симпатии к кандидатам, анализировать реальные факты, которые мы увидели во время собеседования. Ему надо подготовить список вопросов для соискателей. Он не должен верить тому, что говорит кандидат. Вестись на громкие слова и внешние атрибуты, которые демонстрирует человек напротив. Ему стоит проверять и тщательно перепроверять, слова соискателя! И еще – он должен уметь разглядеть силу в скромном и не очень разговорчивом кандидате, который не «пиарит» себя, который считает, что главное не слова, главное – дела.
А еще лучше работать по технологии найма, которая исключает подобные ошибки. Наша компания работает по международной шведской технологии найма «Performia». Технология включает в себя ряд последовательных вопросов, которые дают четкое понимание, насколько кандидат подходит под данную вакансию. А подготовка перед началом собеседования заключается в том, чтобы изучить технологию, понять ее, и применять во время собеседования.
Как же определить потенциал соискателя, если у вас нет конкретной технологии? На что обращать внимание?
Мы должны подготовить для кандидата практические задания, при выполнении которых он продемонстрирует свое умение (или неумение) выполнять то или иное профессиональное действие. Нам нужно заранее решить, кто сможет провести такую проверку кандидату. Если наш кандидат – бухгалтер, нам потребуется помощь стороннего бухгалтера, в компетенциях которого мы уверены. И у него должны быть припасены практические вопросы из области бухгалтерии. Если наш кандидат – продавец, то на собеседовании должен быть специалист (переговорщик или руководитель отдела продаж), который сможет проверить навыки нашего кандидата.
Какие навыки проверять у продавца? Я бы не рекомендовала просить его «продать ручку». При собеседовании продавцов, я прошу «закрыть меня на встречу» по тому продукту, который продавец продвигал на прошлом месте работы. При этом я проявляю некоторое сопротивление (мягко сливаюсь), и наблюдаю, какие техники использует продавец, чтобы руководить сделкой, демонстрирует ли он настойчивость, или просто становится следствием моей несговорчивости.
Помимо практических заданий, можно подготовить задачки-головоломки. Мы даем соискателю решить несколько задач. Часть из них он решает, часть - нет. Когда у кандидата остались нерешенные задачки, вы переходите к следующему этапу собеседования, откладывая нерешенное в сторону. Теперь внимание! Когда закончится собеседование, вы спросите, остались ли у кандидата какие-либо вопросы. Часть кандидатов ответит вам, что нет. А соискатель, который стремится доводить дела до конца, который пытлив, внимателен, настойчив, обязательно спросит, как решить ту задачу, с которой он не справился. Понимаете? Или кандидату нет дела до ваших вопросов и заданий. Или он ответственно относится к своему окружению. Так кандидат будет работать и дальше в вашей компании: перекладывать работу на своих коллег и руководство или стараться завершать свои задания самостоятельно.
